О подготовке к участию в олимпиаде школьников «Ломоносов» по психологии
Несмотря на то, что в школе нет отдельного специального учебного предмета «Психология», практически все дисциплины имеют «психологическую» составляющую, представленную или содержанием, или теми умениями, которые применяются при овладении этим содержанием.
В связи с этим олимпиада по психологии проводится по комплексу таких общеобразовательных предметов, как математика, биология, обществознание и литература с ориентацией на содержащиеся в них психологические компоненты.
Основной путь подготовки к олимпиаде – это самоподготовка. Поскольку типы олимпиадных заданий по каждому из указанных выше предметов и подробные ответы на них регулярно публикуются на сайте факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, следует внимательно ознакомиться с ними и понять, что они не такие сложные и «страшные», а, наоборот, даже очень интересные, любопытные.
Ведь олимпиада – это проверка не только конкретных предметных знаний, но и умения думать, анализировать, доказывать, аргументировать, умения в данном тексте задания выделять ту существенную информацию, которая позволит ответить на поставленные вопросы, умения составлять план и последовательность наиболее эффективных действий и др.
Поэтому, выполняя домашние задания, читая учебники, литературу, решая задачи, постарайтесь ответить себе на самые различные вопросы: почему так ведут себя герои в описываемой ситуации, а могли бы они поступать по-другому; что мне нравится в их поступках, а что не нравится и почему; хотел ли я быть на их месте и как бы я вел себя; можно ли предлагаемую задачу решить другим способом, отличным от того, который был объяснен учителем; в чем причина ошибки, которую я допустил при решении задачи и т.д. и т.п. Это, несомненно, поможет Вам при выполнении олимпиадных заданий. Было бы не лишним познакомиться с популярной литературой по психологии, которой сейчас издается много и по разным проблемам.
Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии — это интеллектуальное соревнование, призванное выявить наиболее подготовленных, мотивированных, талантливых школьников. Поэтому каждому участнику олимпиады нужно понимать, что речь идёт не об оценке его знаний в традиционном смысле, а о состязании, где выявляются лучшие из лучших. И самим своим участием бросить вызов другим и вступить в честную интеллектуальную борьбу — это значит проявить себя заинтересованным, самостоятельным, ответственным человеком, что само по себе уже достойно! Задания олимпиады уникальны тем, что их содержание, с одной стороны, связано с целым рядом школьных предметом, а с другой стороны, предполагает умение размышлять, внимательно анализировать, четко излагать и аргументировать свое мнение.
Но вместе с тем авторитетное и компетентное жюри, в которое входят специалисты ведущих научных и образовательных учреждений, при оценке работ руководствуется критериями, которые определяются членами методической комиссии еще при разработке самих заданий. Эти критерии позволяют дать всестороннюю объективную оценку каждой работе. Следует отметить, что перед проверкой все работы шифруются, поэтому при проверке работы и ее оценивании члены жюри не знают, чья работа находится перед ними. То, что каждая работа проверяется несколькими членами жюри, также повышает качество проверки. Кроме того, каждый участник проводимого очно заключительного этапа олимпиады имеет возможность ознакомиться с результатами проверки его работы и при желании получить комментарии от проверявших его работу членов жюри.
Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии состоит из двух этапов: отборочного, проводимого в заочной форме (с использованием интернет-технологий), и заключительного, проводимого очно, в письменной форме. При этом олимпиадные задания отборочного этапа по типу приближены к заданиям заключительного. Одна из целей отборочного этапа – подготовить к участию в заключительном, сориентировав участников в возможном содержании, структуре, типе олимпиадных заданий и критериях оценки. Поэтому первое из пожеланий к выполнению заданий олимпиады – это подготовленность, которая основана на участии сначала в отборочном этапе олимпиады, а затем – в заключительном.
На первом (отборочном) этапе, выполнение заданий олимпиады, во многом реализуется по образцу проектной деятельности. На данном этапе участники работают самостоятельно, без ограничения времени; они могут воспользоваться основной и дополнительной литературой (например, для выполнения задания с опорой на знание литературы). При этом все же задания таковы, что над ними необходимо подумать, выявив все необходимые для решения условия, не пытаясь сразу дать готовый ответ. Второе пожелание, таким образом, связано с особенностями заданий. Необходимо внимательно прочитать задание олимпиады и обязательно проанализировать его условия.
Третье пожелание касается понимания сути заданий. Важно помнить, что при выполнении задания нужно полностью дочитывать инструкцию. Так, невнимательное прочтение может приводить к тому, что участник выполняет лишь часть задания, а не все задание целиком. В заключении следует отметить важность самопроверки при выполнении заданий, которая касается как общей грамотности работ, так и ясности и четкости расположения и изложения ответов к заданиям.